Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Онлайн-заседания Комиссии Общественной палаты Югры по поддержке гражданских инициатив и взаимодействию со СМИ на тему: «Ответственность СМИ и участников информационного процесса за распространение фейковой информации» (30.04.)

Содержание рекомендации Ответственный исполнитель Срок исполнения Ход исполнения
1. подготовить краткую и доступную для граждан информацию, касающуюся предупреждения возможных правонарушений, связанных с ограничениями режима повышенной готовности и публикации фейковых новостей в социальных сетях. Управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и МВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре до 18 мая 2020 года. Ответ Следственного управления Следственного комитета РФ по ХМАО-Югре
В соответствии с протоколом (ГО) 1/20 онлайн-заседания Комиссии Общественной палаты Югры по поддержке гражданских инициатив и взаимодействию со СМИ на тему «Ответственность СМИ и участников информационного процесса за распространение фейковой информации» от 30.04.2020 направляю информацию для граждан, касающуюся предупреждения возможных правонаршений, свяанных с ограничениями режима повышенной готовности и публикации фейковых новостей в социальных сетях.
Массовое распространение недостоверных сведений оказывает влияние не только на экономику страны, но и на настроение и работоспособность населения.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции появление любой недостоверной информации и ее тиражирование в обществе недопустимо.
Следственным комитетом России проводится постоянный мониторинг средств массовой информации и социальных сетей на предмет выявления материалов, требующих реакции следственных органов. В сложившейся непростой эпидемиологической ситуации сообщениям с заведомо ложной информацией об обстоятельствах, связанных с распространением коронавирусной инфекции в России уделяется пристальное внимание.
За распространение, в том числе в средствах массовой информации и в сети Интернет, под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Статьей 207.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Виновное лицо может быть наказано штрафом в размере от 300 до 700 тысяч рублей, исправительными работами или ограничением свободы на срок до 3 лет.
Статья 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Виновное лицо может быть наказано лишением свободы на срок до пяти лет.
Основное отличие преступления, за которое ответственность предусмотрена уголовным кодексом, от административного правонарушения, заключается в публичном распространении информации, которое может осуществляться не только через СМИ или информационно-телекоммуникационные сети, но и другими способами, обеспечивающими ее доведение до неопределённого круга лиц.
Еще одним отличием является заведомая ложность распространяемой информации, то есть виновное лицо достоверно знает о том, что информация не соответствует действительности. Наибольшая очевидность заведомо ложной информации проявляется в том случае, когда виновное лицо является и автором и распространителем ложных сведений.
Какую именно ответственность (административную или уголовную) понесет гражданина за распространение недостоверной информации, в каждом случае решается индивидуально с учетом всех обстоятельств.
Наиболее характерные признаки недостоверных - фейковых сообщений заключаются в несоответствии изложенных в них сведений данным официальных источников, нагнетание паники путем чрезмерно эмоциональной подачи информации, идентичные слова и фразы с сообщениях от разных источников,
произнесенные разными людьми или голосами, в разных местах, распространение видеозаписей событий, произошедших в прошлых годах, под видом происходящего в настоящее время.
Гражданам столкнувшимся с такой информацией, в том числе получившим через мессенджеры и социальные сети, следует иметь ввиду, что распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности.
Как установлено в ходе расследования уголовных дел, возбужденных по статьям 207.1 и 207.2 УК РФ, многие их фейковых сообщений распространены из-за границы Российской Федерации.
Не следует поддаваться на провокации и призывы переслать полученную информацию другим пользователям!

СК.pdf (.pdf)
2. Распространить информацию, предоставленную управлением Следственного комитета Российской Федерации и МВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в средствах массовой информации и официальных социальных сетях с целью предупреждения нарушений, связанных с публикацией фейковых новостей гражданами Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 22 мая 2020 года Информация распространена в средствах массовой информации и официальных социальных сетях.

назад в список